Стратегический ракетный комплекс 15П014 (Р-36М) с тяжёлой
ампулизированной межконтинентальной стратегической ракетой
(МБР) 15А14 и шахтной пусковой установкой 15П714 повышенной
защищенности типа ОС, третьего поколения был создан в КБ
«Южное» (г. Днепропетровск) под руководством В.Уткина.
Бросковые испытания ракеты с целью отработки параметров
старта начались в январе 1970 года, лётные испытания
проводились с 21 февраля 1973 г.
Моноблочный вариант ракеты Р-36М был принят на вооружение
20 ноября 1978 г. 29 ноября 1979 г. на вооружение принята
усовершенствованная МБР 15А14 с головной частью 15Ф143У в
составе комплекса 15П014. Первый ракетный полк с МБР Р-36М
заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. (грн.
Домбаровский, командир Н.И. Коргоненко).
В декабре 1972 года в КБСМ в соответствием Постановлением
Правительства СССР был разработан проект стартового комплекса
повышенной защищенности 15П014П. Решение задачи повышения
защищенности стало возможным благодаря перспективности
основных схемно-конструктивных решений и оптимальности общей
компоновки ПУ. Ракетный полк с ШПУ повышенной защищённости
заступил на боевое дежурство 30 ноября 1975 г. (грн.
Домбаровский, командир А.Д. Григорьев). Максимальное число
развёрнутых ракет было в 1979 г. — 190 единиц.
Реализация прогрессивных технических решений принятых при
разработке Р-36М позволила создать самый мощный в мире
боевой ракетный комплекс, превосходящий предшествующий ему
комплекс Р-36:
по точности стрельбы — в 3 раза;
по боеготовности — в 4 раза;
по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза
по защищенности пусковой установки — в 15–30 раз;
по степени использования объема ПУ — в 2,4 раза;
по первоначально установленному гарантийному сроку
эксплуатации — в 1,4 раза.
В 1980 г. ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве,
были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными
РГЧ с жидкостной ступенью наведения, созданной к тому времени
для ракеты 15А18. Под новым обозначением 15А18–1 ракеты
продолжили боевое дежурство в течение 10 и более лет сверх
гарантийного срока.
В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и
заменены ракетами Р-36МУТТХ (15А18).
МБР Р-36М получила на западе обозначение SS-18 mod 1,2,3
«Satan» (РС-20А).
Состав:
Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме
«тандем» с последовательным разделением разгонных ступеней, и
конструктивно включала первую, вторую и боевую ступени. Корпус
первой ступени состоит из переходного отсека, топливного
отсека, боковой защиты двигательной установки и поддона.
Корпус второй ступени имеет в своём составе топливный отсек и
теплозащитный экран. Баки окислителя и горючего разделены
промежуточным совмещённым днищем. Вдоль корпуса ракеты
проходят трубопроводы пневмогидравлической системы и бортовая
кабельная сеть, закрытые кожухом.
Из состава ракеты 15А14 были исключены сухие отсеки, за
исключением межступенного переходника II ступени. На II
ступени ракеты применен цельносварной топливный отсек. В баке
«Т» образована полость, в которой размещен основной двигатель
II ступени. Смежные днища баков I ступени выполнены
эквидистантными, а нижнее днище бака горючего I ступени —
вогнутым (с целью уплотнения компоновки ДУ I ступени). Все это
позволило при сохранении диаметра и некотором (на 400 мм)
уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты, по
сравнению с ракетой 8К67, увеличить запас топлива на 11%.
Основные двигатели обеих ступеней выполнены по замкнутой
схеме, с высоким давлением в камерах. На I ступени применена
ДУ (РД-264), состоящая из четырех однокамерных двигателей
15Д117 разработки КБЭМ (главный конструктор — В.П.
Глушко), шарнирно закреплённых на раме в хвостовой части
ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления
обеспечивает управление полётом ракеты. ДУ II ступени состоит
из основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229),
размещённого внутри тороидального бака горючего и
четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230) открытой
схемы разработки КБХА (тяга в пустоте — 90 т).
В пневмогидравлической схеме (ПГС) ракеты реализован ряд
принципиально новых решений, позволивших значительно упростить
конструкцию и схему работы ПГС, уменьшить количество элементов
автоматики, исключить необходимость проведения
профилактических работ с ПГС и повысить ее надежность при
снижении веса. Особенностями ПГС ракеты являются полная
ампулизация топливных систем ракеты после заправки с
периодическим контролем давления в баках и исключение сжатых
газов с борта ракеты. Это позволило увеличить время нахождения
РК в полной боевой готовности до 10–15 лет с потенциальной
возможностью эксплуатации до 25 лет.
Для предварительного наддува баков впервые разработана и
внедрена схема химического наддува — путем впрыска
основных компонентов топлива на зеркало жидкости в топливных
баках. Введен «горячий» наддув баков окислителя и горючего
(Т=450±50°С) с регулированием соотношения компонентов К
газогенераторов. Разделение 1-й и 2-й ступеней —
газодинамическое по холодной схеме обеспечивалось
срабатыванием разрывных болтов, вскрытием специальных окон и
истечением через них газов наддува топливных баков.
На ракету устанавливалась автономная инерциальная система
управления, работу которой обеспечивал бортовой вычислительный
комплекс. Для повышения надёжности БЦВК все его основные
элементы имели резервирование. В процессе боевого дежурства
бортовая вычислительная машина обеспечивала обмен информацией
с наземными устройствами. Наиболее важные параметры
технического состояния ракеты контролировались системой
управления. Применение БЦВК позволило добиться высокой
точности стрельбы. КВО точек падения боевых блоков составило
430м. Разработчик системы управления — КБ «Хартрон»;
производитель — НПО «Хартрон».
Принципиальные схемы ракеты и системы управления
разработаны исходя из условия возможности применения трех
вариантов ГЧ (в т.ч. и с самым мощным спецзарядом — ГЧ
15Ф141):
Лёгкая моноблочная (с зарядом мощностью 8Мт) с
дальностью полета 16000км ;
Тяжёлая моноблочная (с зарядом мощностью 20Мт) с
дальностью полета 11200км;
Разделяющаяся ГЧ (РГЧ)в двух комплектациях:
10 боевых блоков с зарядом мощностью 0,4 Мт
или 4 боевых блока с зарядом мощностью 1,0 Мт и 6 боевых
блоков с зарядом мощностью 0,4 Мт.
Одной из наиболее сложных была задача выбора принципиальной
схемы и характеристик разделяющейся головной части —
принципиально нового вида боевого оснащения ракеты. На
основании анализа различных вариантов принципиальной схемы и
схемы полета РГЧ при разработке была принята схема головной
части с автономной ДУ. Разделяющаяся ГЧ выполнена
унифицированной под три варианта комплектации ее боевыми
блоками и получила обозначение 15Ф143У. При создании первых
РГЧ с индивидуальным наведением боевых блоков (ББ) решалась
проблема выбора типа ДУ (ЖРД или ТТРД) для перенацеливания и
построения боевых порядков ББ и ложных целей. Предпочтение
было отдано ТТРД, удовлетворяющему требованиям по
энергомассовым параметрам, компонуемости при «разнокалиберном»
составе ББ и имеющем определенные эксплуатационные
преимущества.
КБ «Южное» и НПО «Алтай» разработали для РГЧ две
модификации ДУ — 15Д161 и 15Д221, в конструкции которых
были реализованы следующие принципиально новые решения:
частично скрепленные с корпусом заряды торцевого
горения на основе эластичных безметальных низкотемпературных
смесевых твердых топлив, что позволило обеспечить массовое
совершенство, необходимое длительное время работы и
приемлемые условия по работоспособности органов управления;
высокоэффективные (максимальное управляющее усилие до 45%
от осевой тяги) маломоментные вращающиеся управляемые сопла,
позволяющие осуществлять сложные эволюции РГЧ в пространстве
и не требующие рулевого агрегата с чрезмерной массой.
Все головные части ракеты оснащаются
усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО,
разработанным в ЦНИРТИ. Для комплекса средств преодоления ПРО
ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели,
позволяющие имитировать характеристики боевых блоков
практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном
участке траектории и значительной части атмосферного. На
нисходящем АУТ движение ББ имитируется благодаря применению
специального твердотопливного двигателя «разгона», не имеющего
аналогов в мировой практике, прогрессивно (в 20 раз)
возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического
торможения ложной цели.
Одним из радикальных технических решений по комплексу
15П014, в значительной степени определившим высокий уровень
его характеристик, явилось применение минометного старта
ракеты из ТПК. Впервые в мировой практике была разработана и
внедрена минометная схема старта тяжелой жидкостной МБР.
Созданные КБ «Южное» и ЛНПО «Союз» пороховые аккумуляторы
давления с прогрессивными и стабильными расходными
характеристиками позволили получить оптимальные режимы
движения ракеты при старте из ТПК и на начальном участке
траектории. При этом требуемый закон изменения давления газов
в подракетном пространстве был обеспечен моноблочными зарядами
с прогрессирующей поверхностью горения и схемой из нескольких
последовательно работающих ПАДов.
Для ракеты 15А14 КБСМ были созданы высокозащищенные шахтные
пусковые установки 15П714 на базе пусковой установки «ОС-67»
ракеты 8К67 путем упрочнения строительной части сооружения,
замены металлоконструкций ствола и оголовка, установки новой
защитной крыши ПУ и системы амортизации. Конструкция ПУ
предусматривает ее строительство (или реконструкцию ПУ
«ОС-67») индустриальными методами с применением
распространенных строительных материалов — сборного
железобетона, конструкционных сталей.
Ракета эксплуатируется в ТПК 15Я53. Полная сборка ракеты,
стыковка ее с системами, размещаемыми на ТПК, и проверки
производятся на заводе-изготовителе. ТПК снабжен пассивной
системой поддержания влажностного режима ракеты при нахождении
ее в ПУ. Корпус ТПК выполнен из высокопрочного стеклопластика.
Эксплуатация ракеты в ТПК и применение минометной схемы старта
позволили:
исключить необходимость в оголовке пусковой
установки;
упростить вопросы амортизации наземной
проверочно-пусковой аппаратуры за счет размещения ее на
амортизируемом ТПК;
обеспечить более полное использование объема пусковой
установки; о существенно упростить конструкцию и уменьшить
внутренний диаметр ПУ за счет исключения внутреннего
стакана, газоходов, газоповоротных решеток;
уменьшить объем работ на ПУ, а также сократить сроки
постановки комплекса на боевое дежурство и проведения
регламентных работ.
Система амортизации ТПК в ШПУ — маятникового типа,
горизонтальная — двухпоясная с гидродемпферами,
вертикальная — с пневматическим амортизатором, оснащенным
резинокордной оболочкой (РКО) торового типа Для обеспечения
большей надежности и герметичности узел РКО состоял из двух
элементов: силовой РКО и герметизирующей камеры, которую
получали из чистого бутил-каучука литьем под давлением.
Герметизирующая камера вставлялась внутрь силовой РКО, а ее
борта (наружный и внутренний) привулканизировались к плунжеру
и корпусу амортизатора. Амортизатор был разработан в виде
ампулы с одним заправочным отверстием, которое заваривалось
после заправки амортизатора сжатым азотом. Статическое усилие
амортизатора составляло 140 тс (статическое давление 53,6
кгс/см2). Контроль усилия амортизатора
осуществлялся тремя динамометрами растяжения ДОРМ-50, которые
устанавливались между плунжером и корпусом. В последующей
модификации пневмоамортизатора заправочный штуцер не
заваривался, а после заправки пневмоамортизатора в полости
заправочного щтуцера создавался гидрозатвор. Контроль давления
пневмоамортизатора мог производиться неоднократно с помощью
специального приспособления, устанавливаемого на заправочный
штуцер. В таком исполнении пневмоамортизатор использовался в
системах амортизации ШПУ комплекса 15П014 и в последующих БСК
для ракеты Р-36М и ее модификаций, вплоть до настоящего
времени.
Ракета, помещённая в транспортно-пусковой контейнер,
устанавливалась в шахтную пусковую установку в заправленном
состоянии и могла находиться на боевом дежурстве длительное
время. Подготовка к старту и пуск ракеты осуществлялись
автоматически после получения системой управления пусковой
команды. Наиболее важные параметры ракеты находились под
постоянным контролем, что повышало надежность выполнения
боевой задачи. Чтобы исключить несанкционированное применение
ракетно-ядерного оружия, система управления принимала к
исполнению только команды с определённым кодовым ключом.
Реализовать такой алгоритм позволило внедрение на всех
командных пунктах РВСН новой системы централизованного
управления.
Боевое применение комплекса обеспечивалось в любых
метеоусловиях, при температуре воздуха от -40 до +50С и
скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, в том числе
после ядерного воздействия по БРК.
С 1973 по 1975 гг. на 5 НИИП проведены
летно-конструкторские испытания (ЛКИ) комплекса со всеми
видами боевого оснащения ракеты. Из 43-х пусков 36 были
успешные. Отказы при ЛКИ были обусловлены конструктивными
недоработками и производственными дефектами при изготовлении.
Причины однозначно установлены и устранены. Фактическая
полетная надежность ракеты с учетом проведенных доработок и
мероприятий по обеспечению качества изготовления составляет
0,958.
Началу летных испытаний предшествовал большой объем
наземной отработки новых схемных и конструктивных решений,
включая бросковые испытания. Успешная отработка комплекса
подтвердила правильность и прогрессивность принятых
технических решений.
Вариант ракеты с разделяющейся головной частью из 8 блоков
вышел на испытания в 1975 г. Моноблочная ГЧ 15Б86 с ББ
«легкого» класса проходила ЛКИ на ракете 15А14 до апреля 1976
г. и была принята на вооружение в составе ракеты 15А14
отдельным постановлением в 1978 г.
С июля 1978 г. по август 1980 г. на ракете 15А14
проводились ЛКИ экспериментальной самонаводящейся ГЧ 15Ф678
(«Маяк-1») с двумя вариантами визирования (по радио-яркостным
картам местности и по картам рельефа местности). ГЧ 15Ф678 на
вооружение не принималась. Всего проведено 95 пусков.
|